Закон - на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги! Но что ж Напрасный труд!
Никто назад нейдет! Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал, тот вниз проскочит,
А кто велик - перешагнет!


В.А. Жуковский

Законопроекты

 

 

В Государственную Думу РФ в августе 2012 года внесён законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур", предполагающий более широкое использование примирительных процедур в арбитражном судопроизводстве. Предлагается наряду с медиацией и иными способами мирного урегулирования споров ввести институт судебного примирения. В законопроекте сформулированы общие положения о примирительных процедурах, принципы их проведения и основные разновидности: переговоры, посредничество, медиация, судебное примирение.

Переговоры, как правило, проводятся в добровольном порядке. Их условия определяют стороны, а срок проведения - суды в определении об отложении судебного разбирательства или предварительного судебного разбирательства. Медиация выделяется в качестве самостоятельной примирительной процедуры, но законопроект не устанавливает дополнительных особенностей ее проведения по сравнению с уже действующими нормами.

Судебное примирение - это новая разновидность примирительной процедуры, которую предлагают ввести авторы законопроекта. Главная особенность состоит в том, что её проводит специальное лицо - судебный примиритель. В его качестве будут выступать: судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, работник аппарата суда с высшим юридическим образованием. Список примирителей утвердит Пленум ВАС РФ. Конкретную кандидатуру выберут сами стороны, после чего её утвердит суд. В законопроекте устанавливаются полномочия примирителя и возможность его замены.

Примирительная процедура возможна по любому делу и на любой стадии арбитражного процесса (включая исполнение судебного акта) по ходатайству сторон (стороны) или по предложению суда при согласии сторон. Ходатайство о проведении примирительной процедуры может заявить  любая из сторон процесса. В случае согласия всех участников дела с предложением арбитражного суда или удовлетворения ходатайства о проведении примирительной процедуры при согласии другой стороны арбитражный суд должен будет вынести два определения: первое - о проведении примирительной процедуры, второе - об отложении судебного разбирательства.

Если после вынесения определения о проведении примирительной процедуры сторона процесса уклоняется или отказывается от участия в ней, арбитражный суд может отнести на её счёт все судебные расходы. Он вправе сделать это в случае, когда причины отказа или уклонения от участия в примирительной процедуре направлены исключительно на затягивание судебного разбирательства либо свидетельствуют об ином злоупотреблении процессуальными правами.

 Согласно законопроекту результатом такой процедуры могут быть мировое соглашение (в отношении всех или части требований); частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам дела.

Срок проведения примирительной процедуры не должен превышать одного месяца и может быть продлен еще на один месяц по ходатайству сторон. Если стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, судебное разбирательство возобновится.

Документом также предлагается в целях дополнительного стимулирования сторон к использованию примирительных процедур внести изменения в НК РФ, согласно которым до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур.

 

 

Услуги и цены




Полезная информация