Закон - на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги! Но что ж Напрасный труд!
Никто назад нейдет! Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал, тот вниз проскочит,
А кто велик - перешагнет!


В.А. Жуковский

Реформа административного судопроизводства

26 марта Президент РФ внёс в Госдуму законопроект, в соответствии с которым предлагается выделить из Гражданского процессуального кодекса РФ и объединить в рамках нового документа нормы, регулирующие производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений. Законопроект касается всей процедуры рассмотрения таких дел - от подачи заявлений до обжалования судебных актов. Структура законопроекта соответствует структуре иных процессуальных кодексов: в нём разъясняются принципы административного производства, вопросы подведомственности и подсудности, правила определения состава суда и пр.

Необходимость принятия нового процессуального кодекса авторы законопроекта объясняют следующим: в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует равенство субъектов, в связи с чем требуются иная методология и иной процессуальный закон, регулирующий рассмотрение дел, которые возникают из данных правоотношений. В то же время вопросы производства по делам об административных правонарушениях, а также производства в арбитражных судах по делам, возникающим из публичных правоотношений, разработчики законопроекта не затрагивают.

Проект детализирует общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства (независимость судей при осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, законность при рассмотрении дел, открытость судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон и другие), и указывает на особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства. Закрепляются некоторые термины из понятийного аппарата в области административного судопроизводства: административное дело, административное исковое заявление, административный истец, административный ответчик и другие. Кроме того, раскрывается содержание административной процессуальной правосубъектности.

По аналогии с положениями УПК РФ в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.

В целях усиления динамизма судебного процесса предусмотрен институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.

Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

Услуги и цены




Полезная информация